Упражнения на площадке категории B

Упражнение № 1 — Змейка

zmeika

Упражнение «змейка» начинается от линии «старт». Необходимо остановиться у линии «старт» не выезжая за нее бампером и зафиксировать автомобиль стояночным тормозом. После начала движения нужно проехать «слалом» между вешками, при этом нельзя выезжать за сплошные боковые линии и сбивать вешки.

Выполнение упражнения:

Для успешного выполнения данного упражнения Вам необходимо: двигаться с минимальной скоростью, использовать скоростной способ руления и учитывать смещение задней части машины к центру поворота. Смещение задней оси к центру поворота является конструктивной особенностью любого ТС.

На повороте задние колеса всегда стремятся «догнать» передние по более короткой траектории и, как следствие этого, проходят ближе к центру поворота. Это обстоятельство надо учитывать не только при выполнении экзаменационной «змейки», но и во время поворотов на обычной дороге. Особенно заметно смещение задней части машины при поворотах направо на небольших перекрестках, при маневрировании в стесненных условиях дворовых территорий, а также при въезде и выезде со стоянки.

Если на экзамене машина своим боком сбивает стойку, то это всего лишь легкая стойка и несданный экзамен. На дороге все значительно хуже — задние колеса наезжают на ноги пешеходов, стоящих на углу тротуара, задние двери и крылья задевают соседние машины и фонарные столбы. Чтобы обеспечить себе успех на экзаменах и избежать неприятностей на дороге, Вам необходимо научиться чувствовать траекторию движения задних колес машины на повороте.

Упражнение № 2 — Въезд в бокс

boks

Въезд в бокс по Вашему выбору может осуществляться из исходного положения, как с правой, так и с левой стороны площадки, а также по любой траектории. Конечно, Вы должны уметь заезжать задним ходом в любые «щели» и из любого положения, но для успешной сдачи экзамена, наверное, будет правильным выбрать наиболее простой вариант.
Выполнение упражнения:
Не кажется ли Вам, что «Въезд в бокс» из исходного положения с левой стороны площадки мало, чем отличается от «Разворота»? Как и при выполнении разворота, сейчас надо максимально использовать ширину коридора, контролировать минимальную скорость движения, выбрать место для остановки перед левой «стенкой» коридора, затем включить заднюю передачу, повернуть туловище направо и начать движение задним ходом. Все это выполняется точно так же, как и при развороте за три приема. На этом сходства заканчиваются.

Двигаясь задним ходом во время разворота, Вы абсолютно не контролировали траекторию движения, поскольку этого не требовалось, Вам надо было только максимально быстро повернуть руль и затем своевременно остановиться. В данном случае от траектории движения зависит результат экзамена. И об этом надо подумать еще перед началом движения от линии «СТАРТ». Сначала необходимо чисто теоретически осознать, а потом и согласиться с тем, что на повороте машина движется по кругу. Значит, на реальной дороге надо постараться увидеть, почувствовать этот круг, и затем так «нарисовать» его на площадке, чтобы машина вовремя в него вошла и вовремя из него вышла. Если говорить конкретнее, то въезжать на первый «круг» (начинать активно поворачивать руль налево) надо примерно тогда, когда передний бампер машины окажется посередине между стоек бокса.

А что делать дальше, Вы уже знаете из предыдущего упражнения. Прежде чем начинать движение задним ходом, надо постараться охватить взглядом все пространство позади себя, мысленно направить заднее стекло машины в экзаменационный бокс и увидеть второй круг, который плавно вписывается между стоек. Во время движения задним ходом следует проявить творчество в работе рулем. Руль надо поворачивать плавно, отслеживая при этом изменения в траектории движения. Ориентируйтесь по крайней правой стойке бокса, постарайтесь приблизиться к ней на минимальное расстояние. Как правило, при заезде в бокс задним ходом траектория движения машины получается такой, что сбить эту стойку не удается. А вот «круг» в этом случае «вписывается» в поворот так удачно, что у Вас отпадает необходимость в контроле другого угла бокса, да и вообще всей его левой стороны. Если машина прошла вплотную к крайней правой стойке бокса, знайте — траекторию движения Вы выбрали верную! Чуть раньше, чем машина выйдет на прямую (за 5° — 10° до того), Вам надо будет начать поворот руля обратно (налево). Причем руль должен оказаться в положении прямолинейного движения не позже, чем машина займет такое положение. Таким образом, Вы плавно выходите из «круга» и уже по прямой доезжаете до конца бокса.

Упражнение № 3 — Разворот

3

Во время выполнения разворота за три приема каждое последующее действие должно быть четко спланировано и затем не менее четко выполнено. Для этого-Вы можете воспользоваться следующим поэтапным планом действий:
Выполнение упражнения:
I. Движение вперед и налево: На первой передаче плавно начать движение от линии «СТАРТ»;
Удержать минимальную скорость движения;
Как можно ближе прижаться к правой границе «коридора»;
Повернуть руль налево до конца с максимально возможной скоростью вращения;
Продолжить движение с минимальной скоростью.

II. Подготовка к остановке у левой стенки коридора:
Примерно за 1 — 1,5 м до предполагаемого места остановки у левой стенки коридора: левой ногой нажать педаль сцепления, а правую перенести на педаль тормоза (машина будет двигаться по инерции);
За 40 — 50 см до предполагаемого места остановки быстро повернуть руль направо настолько, насколько это будет возможно на таком расстоянии, и сразу же остановить машину;
Выключить первую передачу.

III. Движение назад направо:
Включить передачу заднего хода;
Повернуть свое туловище направо и смотреть назад через правое плечо (кандидатам в водители ТС категорий «С» и «D» смотреть назад придется через зеркала заднего вида);
Плавно начать движение назад и одновременно с этим довернуть руль направо до конца (в ту сторону, куда у Вас повернуто туловище);
Удерживать минимальную скорость движения.

IV. Подготовка к остановке:
Примерно за 1 — 1,5 м до предполагаемого места остановки: левой ногой нажать педаль сцепления, а правую перенести на педаль тормоза (машина будет двигаться по инерции);

За 3-4 «перехвата» Вы повернете руль налево до конца, после чего надо будет повернуть его до конца направо. Для этого необходимо проделать все вышеизложенные действия, но только зеркально отраженные — то, что делала правая рука, теперь должна делать левая, и наоборот. Затем надо будет повторить поворот налево, потом направо и так далее.

Упражнение № 4 — Параллельная парковка задним ходом

4

Начинается данное упражнение, как и все другие, от пинии «СТАРТ». Делаем плавный старт и минимальную скорость движения. После того, как машина проедет первые десятки сантиметров, скорость движения можно и увеличить, но все же лучше удерживать ее минимальной, тогда Вам будет легче выбрать место для последующей остановки.
Выполнение упражнения:
Останавливаться перед стенкой «коридора» следует вплотную к линии стоек. Только из этого положения Вы сможете полностью охватить взглядом пространство позади машины, а также спланировать траекторию движения задним ходом в парковочный «карман». Итак, начинаем движение задним ходом. С этого момента и до окончания упражнения двигаться надо только с минимальной скоростью, иначе Вы не будете успевать отслеживать и корректировать сложную траекторию «параллельной парковки». Учтите, кинематика движения задним ходом такова, что 20 — 30 см пути, пройденного машиной по ложной траектории в ограниченном пространстве — исправить уже не получается!

Поэтому очень медленно «подползаем» задним ходом к границе парковочного «кармана». Когда задний бампер машины поравняется с крайней стойкой «кармана», быстро поворачиваем руль направо и «входим» на первый круг. В позиции (примерно 45″ к линии разметки) необходимо «выпрямить» передние колеса и готовиться к переходу на другой круг. Однако активно поворачивать руль налево можно будет только тогда, когда передний бампер машины поравняется с крайней стойкой парковочного «кармана». Следовательно, в данный момент все свое внимание надо направить именно на эту стойку. После того, как бампер минует стойку и Вы, повернув руль налево, перейдете на второй круг, внимание следует тут же переключить на стойки сбоку и позади Вас, ведь до них останется не так уж много места. Определенную часть внимания необходимо отдать контролю левого борта машины. Как только он пересечет прерывистую линию разметки и машина полностью окажется внутри парковочного «кармана», упражнение будет считаться выполненным! Вам останется лишь остановить машину, поставить ее на стояночный тормоз.

Упражнение № 5 — Остановка и трогание на подъеме

5Начинается упражнение от линии «СТАРТ» на горизонтальном участке, где необходимо сделать плавный старт с места и на малой скорости направить машину к линии «СТОП-1» на наклонном участке. Когда машина полностью (всеми четырьмя колесами) заедет на наклонный участок и приблизится к линии «СТОП-1», надо будет плавно остановиться (не пересекая линии), для чего на малой скорости движения рекомендуется сначала нажать педаль сцепления, и лишь затем педаль тормоза.

Выполнение упражнения:
Как только машина остановится, Вы должны зафиксировать ее от скатывания назад с помощью стояночного тормоза. Далее наступает самый ответственный момент. После того, как экзаменатор установит позади машины контрольную стойку, Вам предстоит выполнить трогание с места на подъем без отката машины назад более, чем на то расстояние, на котором установлена стойка, иначе она будет сбита и Вы получите максимальное количество штрафных баллов.

Предлагается следующая последовательность действий:

— Нажать педаль сцепления и включить первую передачу
— Утопить кнопку фиксатора рычага стояночного тормоза, но продолжать удерживать рычаг в верхнем положении;
— С помощью педали «газа» сделать несколько повышенную частоту вращения коленчатого вала двигателя (около 2000 об/мин);
— Затем плавно отпустить педаль сцепления в среднюю позицию, соответствующую моменту касания дисков сцепления, и удерживать ее в этом положении до начала движения машины;
— Когда Вы почувствуете, что диски сцепления коснулись друг друга и машина хочет, но не может ехать, надо будет быстро опустить рычаг стояночного тормоза вниз. Тогда машина плавно начнет движение в гору, без единого миллиметра отката назад.

Далее, контролируя усилие своих ног на педалях «газа» и сцепления, необходимо удерживать малую скорость движения.
Примечание. Некоторым кандидатам в водители старт на подъеме дается легче, если поменять местами пункты З и 4,то есть сначала отпустить педаль сцепления в среднюю позицию и лишь после этого начинать работу педалью «газа». Оба варианта допустимы, ведь важен конечный результат — машина не должна катиться назад. Главной ошибкой при трогании с места на подъеме является неправильный выбор момента для освобождения машины от стояночного тормоза. Если передержать рычаг стояночного тормоза наверху, то заглохнет двигатель, а если недодержать и опустить рычаг вниз раньше, чем диски сцепления коснутся друг друга, то машина просто покатится назад.